S E N S A T E K A . R U Сборник увлекательных статей  
 
  • Главная

  •  

    ЛОНДОН (London) Джэк



    ЛОНДОН (London) ДжэкЛОНДОН (London) Джэк (наст, имя - Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско,- 22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан-Франциско), американский писатель. Л.- фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 простым матросом отправился в первое мор. путешествие (к берегам Японии). В 1894 примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистич. рабочую партию США; в 1901-16 чл. Социалистич. партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский ун-т, но, не имея достаточных средств, ушёл после 3-го семестра. Зиму 1897-98 Л., захваченный "золотой лихорадкой", провёл на Аляске. В 1899 начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сб-ки "Сын волка" (1900), "Бог его отцов" (1901), "Дети мороза" (1902) и др., к к-рым тематически примыкают роман "Дочь снегов" (1902) и талантливые повести о животных "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В северных рассказах Л. противопоставляет бурж. цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Л. с преклонением перед техннч. и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию "отсталым" народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Л. в известной степени поэтизирует "право сильного"; в его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над "краснокожими". Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки - индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов Л.- волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произв. Л. на "морскую" тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман "Морской волк" (1904, рус. пер. 1911) - сложное, противоречивое произв., содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии "сверхчеловека". Большой разоблачит, силы достигает критика экспансионистской политики амер. империализма в сб. "Рассказы южных морей" (1911). После знакомства Л. с романом М. Горького "Фома Гордеев" (его отзыв о романе напечатан в 1901) в творчестве Л. всё настойчивее звучит голос в защиту угнетённых. "Люди бездны" (1903, рус. пер. под назв. "На дне", 1906) - книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, к-рый писатель незадолго до этого посетил. Л. также мастер репортажа, документального очерка; неск. раз был корреспондентом на театрах воен. действий. Восторженно встретив рус. Революцию 1905-07, Л. ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистич. статей Л. о классовой борьбе в США (позднее объединены в сб-ки "Война классов", 1905, и "Революция", 1910). В романе "Железная пята" (1908, рус. пер. 1912) писатель дал острую критику финансовых и пром. королей. Пафос этого публицистич. романа-утопии - борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают свои жизни проф. революционер Эрнст Эверхард и его соратники.
    В обстановке спада революц. настроений и наступления реакции в США появляется роман Л. "Мартин Идеи" (1909, рус. пер. 1912), в к-ром особенно заметно влияние М. Горького. Л. отстаивает право писателя на отображение "грубой" правды жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в амер. лит-ре Л. поднял тему "умерщвления" таланта. Мартин Идеи одинок, его трагедия - в неумении найти своё место в борьбе народа за освобождение. В 1919 В. В. Маяковский инсценировал этот роман ("Не для денег родившийся") и сыграл в фильме гл. роль. После 1910 Л. отходит от политич. деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистич. партии США, утратив веру в её "боевой дух", как сказано в его заявлении. За нек-рыми исключениями (пьеса "Кража", 1910, новелла "Мексиканец", 1911), произв. Л. 1911-16 по художеств. достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произв. этих лет - "Время не ждёт" (1910), "Лунная долина" (1913), "Маленькая хозяйка большого дома" (1916, рус. пер. 1924), "Сердца трёх" (1920) отражают попытку писателя представить "возвращение к природе" как разрешение всех социальных проблем. Последние годы жизни Л. страдал тяжёлой болезнью.

    Писатель-борец, новатор темы и формы, Л. много сделал для утверждения реалистич. традиций в совр. амер. лит-ре. Один из зачинателей пролет, лит-ры на Западе, Л. завоевал всемирное признание, его книги переведены на мн. языки.

    Соч.: Selected stories, N. Y., 1930; The assassination bureau, N. Y., 1963; Letters from Jack London, N. Y., 1965; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-24, М.- Л., 1928- 1929; Собр. соч., т. 1-14, М., 1961.

    Лит.: Богословский В. Н., Дж. Лондон, М., 1964; Стоун И., Моряк в седле, М., 1960; Ф о н е р Ф., Джек Лондон - американский бунтарь, М., 1966; Джек Лондон. Биобиблиографический указатель. [Сост. Б. М. Парчевская], М., 1969; London Ch., The book of Jack London, v. 1 - 2, N. Y., 1921; London Joan, Jack London and his times, N. Y., 1939; G a r s t Sh., Jack London, magnet for adventure, N. Y., 1945; О' С о n n о r R., Jack London, L.- Boston - Toronto, 1964; Wооdbridge Hensley C. [a. o.]. Jack London: a ibliography, Georgetown (Calif.), 1966.

    Содержание

    Copyrights SENSATEKA.RU
    инструкции