S E N S A T E K A . R U Сборник увлекательных статей  
 
  • Главная

  •  
    Магазин кукол winx, куклы винкс купить, куклы винкс беливикс, куклы винкс энчантикс.. Большой популярностью у современных девочек пользуется мультсериал Winx Club и его маленькие героини-феи: Муза, Стелла, Флора, Техна, Лейла, Блум. Наш интернет магазин кукол Winx рад предложить Вам большой выбор не только красочных и качественных персонажей мультсериала, но и стильные аксессуары Винкс: заколки, фоторамки, ручки, карандаши, наушники, тетради и дневники.

    ЛОНДОН (London)



    ЛОНДОН (London)ЛОНДОН (London), Большой Лондон (Greater London), столица Великобритании, гл. экономич., политич. и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения городов мира. Расположен в центре т. н. Лондонского басе, (на вые. 5 м над ур. м.), на равнине, окружённой с С., В. и Ю. меловыми куэстовыми грядами, на обоих берегах эстуария р. Темзы, впадающей в Северное м. Климат морской с мягкой зимой и нежарким летом. Ср. темп-pa самого холодного месяца (января) 5,3 °С, самого тёплого (июля) 18,9 °С; осадков в среднем ок. 645 мм в год. Часты туманы, во время к-рых из-за загрязнённости воздуха над Л, образуется дымная пелена (smog).

    Административно (с 1964) собственно Л. вместе с пригородами образует отдельную единицу - Большой Л. (за счёт терр. соседних графств), состоящий из 32 столичных округов (районов) и Сити. Пл. 1,8 тыс. км2. Нас. 7,4 млн. чел. (1971).

    В конурбации Большого Л. сосредоточено ок. 1/7 населения Великобритании. Конурбация продолжает расширяться в пределах пригородной зоны, т. н. мет-рополитенского пояса. В этом поясе после 2-й мировой войны 1939-45 построено 8 новых городов-спутников (Бэзилдон, Брэкнелл, Кроули, Стивенедж, Уэлин-Гарден-Сити, Харлоу, Хатфилд, Хемел-Хемпстед), предназначенных для переселения части населения и перемещения пром. предприятий из переуплотнённых центр, кварталов конурбации. Прирост населения здесь самый высокий в стране; в 1951-71 оно увеличилось на 53%. В то же время численность населения Большого Л. с сер. 20 в. стала сокращаться (8,2 млн. чел. в 1951, 7,8 млн. чел. в 1961). В Большом Л. живёт 1/10 всех иммигрантов Великобритании. На Большой Л. приходится 1/6 экономически активного населения страны (4,3 млн. чел. в 1966), такая же доля занятых в пром-сти, св. 1/4 - на транспорте и в связи, св. 2/5 - в финанс. учреждениях и банках, св. 1/5 в торговле и 1/5 - в сфере обслуживания.

    Городское управление. Общегородской орган управления - Муниципальный совет Большого Л. в составе 100 выборных советников и до 16 олдерменов, кооптируемых советом. Советники избираются на 3 года, срок полномочий олдерменов - 6 лет (каждые 3 года половина их состава переизбирается). Муниципальный совет ежегодно избирает председателя и вице-председателя, образует постоянные комитеты, наблюдающие за работой департаментов и пр. подразделений адм. аппарата совета.

    Столичные округа и Сити имеют собственные муниципальные органы. Муниципальные советы округов состоят из выборных советников и олдерменов. Муниципалитет Сити состоит из трёх подразделений, именуемых судами: общего собрания, олдерменов и общего совета. В суд общего собрания входят лорд-мэр, шерифы, олдермены и примерно 70 "гильдейских старшин", занесённых в список фрименов (представителей различных компаний, обосновавшихся в Сити). Олдермены и советники избираются по 25 избирательным округам постоянными жителями и налогоплательщиками Сити, причём олдермены - пожизненно, а советники - на 1 год. В состав суда общего совета входят лорд-мэр Сити, избираемый судом олдерменов, н 159 советников.

    Большинство функций управления осуществляется Муниципальным советом Большого Л. и советами столичных округов. Нек-рые вопросы (напр., пожарная охрана, скорая помощь) относятся исключительно к компетенции гор. муниципалитета, вопросами социального обеспечения, библиотек, санитарного надзора и т. п. занимаются советы округов. Для управления водоснабжением и лондонским портом созданы особые органы, не подчинённые гор. властям; столичная полиция подчиняется непосредственно Министерству внутр. дел.

    Исторический очерк. До рим. завоевания Британии (40-60-е гг. н. э.) на терр. совр. Л., видимо, существовало кельтское поселение. В период рим. господства Л. (Londinium) вначале - воен. лагерь, затем - речной и морской порт; с сер. 4 в. значит, политич. центр рим. Британии. Во время англо-сакс. завоевания (5- 6 вв.) Л. был разрушен, но вскоре восстановлен и в нач. 7 в. стал важным торг, и политич. центром. Накануне нормандского завоевания Англии в Л. насчитывалось ок. 20 тыс. жит. После нормандского завоевания (1066) расширились торг, связи Л., появились ремесл. цехи и купеческие гильдии. В кон. 11 - нач. 12 вв. Л. стал офиц. столицей Англии. В кон. 12 в. ему было предоставлено самоуправление. В ср.-век. Л. неоднократно происходили волнения и восстания горожан против богатой гор. верхушки и королев, администрации (1196 и др.); часть ремесленников и гор. бедноты Л. присоединилась к восстаниям Уота Тайлера (1381) и Джэка Кэда (1450). В сер. 15 в. население Л. составляло примерно 50 тыс. чел., в сер. 16 в.- 80 тыс., в 1666 - уже ок. 500 тыс. чел. В 16 в. с развитием капиталистич. отношений в Л. возникли крупные торг, компании; в 1571 открылась лондонская биржа. Лондонский порт, через к-рый в 17 в. проходило 2/з англ, торговли, стал приобретать мировое значение.

    Нар. массы Л. сыграли огромную роль в Английской буржуазной революции 17 века. Пром. переворот и превращение Великобритании в главную пром., торг, и колон, державу обусловили (начиная с кон. 18 в.) значение Л. как крупнейшего в мире мор. порта, торг, и финанс. центра. Вместе с тем в ходе пром. переворота центр тяжести англ, пром-сти переместился в др. р-ны, богатые углём и жел. рудой. К нач. 19 в. нас. Л. превысило 1 млн. чел., а п 1881 составило 4,7 млн. чел. С начала эпохи империализма Л. как мор. порт, торг, и финанс. центр был оттеснён Нью-Йорком на 2-е место.

    В годы 1-й мировой войны и после её окончания в Л. получили развитие новые отрасли пром-сти: металлообр., ма-шиностроит., автомоб., авиац., электро-технич. и др. Во время 2-й мировой войны 1939-45 (особенно в 1940 и в 1-й пол. 1941) Л. подвергся массированным налётам нем.-фаш. авиации (30 тыс. чел. погибло и св. 50 тыс. ранено). В этот период началась перестройка пром-сти Л., резко расширилась воен. пром-сть, особенно авиац., а также химич. и др. отрасли.

    Л.- крупный центр рабочего движения. В 1792 было создано Лондонское "корреспондентское об-во" (см. "Корреспондентские общества"). Л. являлся одним из очагов и гл. центров чартистского движения (см. Чартизм). В 1847 в Л. проходили 1-й и 2-й конгрессы Союза коммунистов; в 1864 основан 1-й Интернационал. 4 мая 1890 (в первое воскресенье мая) рабочие Л. провели первую демонстрацию в ознаменование Дня меж-дунар. солидарности трудящихся. В 1900 в Л. основана Лейбористская партия.

    В 19 - нач. 20 вв. в Л. протекала деятельность революц. эмигрантов из мн. стран. В Л. жили и работали К. Маркс (в 1849-83; на Хайгетском кладбище находятся могила и памятник Марксу) и Ф. Энгельс (в 1870-95), мн. участники Парижской Коммуны 1871, В. Либкнехт, Л. Кошут, Дж. Мадзини и др. Рус. революц. эмиграцию в Л. во 2-й пол. 19 в. представляли А. И. Герцен, издававший в 1857-65 вместе с Н. П. Огарёвым "Колокол", П. А. Кропоткин, С. М. Степняк-Кравчинский и др. В апр. 1902 в Л., где стала издаваться "Искра", впервые прибыл В. И. Ленин. В 1903 здесь при руководящем участии Ленина завершилась работа 2-го съезда РСДРП. Под руководством Ленина в Л. проходили 3-й съезд РСДРП (1905) и 5-й (Лондонский) съезд РСДРП (1907).

    В Л. получило особый размах массовое движение солидарности с Сов. Россией под лозунгом "Руки прочь от России!". 10 мая 1920 лондонские докеры отказались грузить оружие, предназначенное для войны против Страны Советов. 31 июля - 1 авг. 1920 в Л. состоялся учредит, съезд компартии Великобритании. Рабочие Л. активно участвовали во Всеобщей стачке 1926. После 2-й мировой войны 1939-45 Л. неоднократно становился ареной забастовочной борьбы (стачки докеров, работников гор. транспорта, железнодорожников, машиностроителей, судостроителей, муниципальных служащих), к-рая особенно усилилась в нач. 70-х гг.; рабочие Л. активно участвовали в массовых стачках против антипрофсоюзного законодательства (1970-73).

    Л.- крупнейший в Великобритании центр движения за мир. В течение ряда лет проводились "походы мира" в Л. из воен. н.-и. атомного центра в Олдер-мастоне. В Л. начиная с 1949 созывались нац. конгрессы и конференции в защиту мира. Л.- место многих дипломатич. встреч, совещаний и междунар. конференций. Л. А. Зак.

    Экономика. Большой Л.- крупнейший пром. центр, дающий 1/6 продукции (условно-чистой) обрабатывающей пром-сти страны. Развитие большинства отраслей связано с обеспечением потребностей населения столицы, с обработкой импортного сырья и материалов, поступающих через лондонский порт, с обилием рабочей силы различной квалификации, а также с н.-и. работой в новейших областях знаний.

    Ок. 4/5 занятых в пром-сти (1966) приходится на 5 осн. индустриальных р-нов: Центральный (зап. и сев. окружение Сити; 20% занятых в пром-сти города), где размещается крупная полиграфич., швейная, мебельная пром-сть, произ-во науч. аппаратуры, контрольно-измерит. приборов, станков, оборудования для полиграфич., швейной пром-сти, а также ювелирное дело; Притемзенский (близ причалов порта; 11% занятых) - разнообразная пищ., химич. пром-сть, цв. металлургия, произ-во кабеля, судоремонт, автостроение (з-д "Форда"), ниже по течению - нефтепереработка и нефтехимия; Северный (долина реки Ли; 13% занятых) - швейная, мебельная, химич. пром-сть, электротехника, в т. ч. произ-во радиотелевизионной аппаратуры, электроламп; Северо-Западный (вдоль путей, связывающих Большой Л. с Мидлендом; 23% занятых) - новые отрасли, гл. обр. электротехника и электроника, авто-авиационная и станкостроение; Юго-Западный (в долине р. Вандал и вдоль коммуникаций, к Кройдону; ок. 10% занятых) - электротехника, станкостроение, произ-во науч. и контрольно-измерит. приборов.

    Большой Л.-трансп. узел страны. Важный международный центр авиалиний [аэропорты Лондон (Хитроу) на 3. и Га-туик к Ю. от Л.]. Лондонский порт -один из крупнейших в мире по грузообороту (66,7 млн. т в 1970). Порт вытянулся на 50 км вниз по Темзе; имеет 5 систем закрытых доков-бассейнов (первый построен в 1669). Ввоз в 5 раз больше вывоза. Ввозятся нефть, продовольствие, лесоматериалы, разнообразное сырьё и полуфабрикаты, бумага и раз личная пром. продукция; вывоз пром. продукции конурбации и др. районов страны. На лондонский порт приходится 1/4 каботажных перевозок Великобритании (гл. груз - кам. уголь).В Л. самый старый метрополитен в мире (строился в 1860-63).

    В Л. сосредоточены разнообразные финансово-банковские, торг, учреждения, гл. управления многих брит, и междунар. монополий и иностр. филиалов, фондовая и товарные биржи. Здесь совершаются крупные торг., финанс. и мн. др. деловые операции. Н. М. Польская.

    Архитектура. В отличие от др. крупных городов, Л. не развивался из единого центра, а формировался путём слияния самостоятельных городов и поселений; в связи с этим его архит. облик весьма многообразен. Историч. центрами Л. являются: средоточие политич. жизни города - Вестминстер [где расположены Вестминстерское аббатство, дворцы Ба-кингемский и Сент-Джеймсский (с 16 в.), Банкетный зал (Банкетинг-хаус; 1619- 1622, арх. И. Джонс; илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433), Вестминстерский дворец (парламент), новый Вестминстерский собор] и Сити - деловая часть Л., где расположены банки, биржи, конторы крупнейших монополий. К Сити примыкает р-н Тауэр-Хамлетс с замком Вильгельма Завоевателя - Тауэром - бывшей резиденцией английских королей, затем тюрьмой для политич. заключённых (древнейшая часть Тауэра -"Белая башня", около 1078-85). Границы Сити в основном совпадают с пределами римского города (сохранились остатки римских укреплений, фундаменты храмов и терм); здесь находятся: романская церковь Сент-Бартоломью-зе-Грейт (осн. в 1123), романо-готическая церковь храмовников Сент-Мэри (12-13 вв.), ратуша (Гилд-холл; ок. 1411-40; перестроена в 1788- 1789, арх. Дж. Данс Младший). На 3. Сити расположен комплекс "Подворья юристов" - Темпл (сохранились холл, фахверковые ворота, 16-17 вв.). Из старых построек, находящихся вне этих центров, примечательны готич. Саутуорк-ский собор (Сент-Сэвьор; 13-15 вв.) и дворец Хэмптон-корт (с 1515; поздне-готич. холл - 1531-36, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 449; вост. и юж. крылья - 1689-94, арх. К. Рен). Р-н Сити застраивался бурно и беспорядочно, неоднократно предпринимавшиеся с 16 в. попытки упорядочения его градостроит. структуры (напр., проекты реконструкции после пожара 1666, арх. К. Рен, Дж. Эвелин) игнорировались. На территории Вестминстера расположены кварталы Уэст-Энда с особняками, отелями, гл. торговыми улицами, колледжами, музеями и увеселит, заведениями, к В. от Сити - Ист-Энд, р-н доков и рабочих кварталов, отличающихся скученностью застройки и почти полным отсутствием зелени. Примеры ансамблевого стр-ва прошлых эпох сохранились преим. в аристократич. Уэст-Энде: такова предпринятая в эпоху классицизма и отмеченная строгим единством и монументальностью общего замысла (иногда - органич. связью с парковыми комплексами) застройка р-нов Риджентспарк, Риджент-стрит, Оксфорд-сёркус, Парк-кресент (все - между 1812-30, арх. Дж. Нэш), Адельфи, Портлендплейс, Фицрой-сквер (все - между 1768-1800, арх. бр. Р. и Дж. Адам; сохранились фрагментарно); такова и застройка мн. кварталов-типовыми "террас-хаусами" 2-й пол. 19 в. Из отдельных памятников классицизма: церкви К. Рена (Сент-Мэри-ле-Боу, 1670-80, илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433, и многие др.) и Дж. Гиббса (Сент-Мэри-ле-Стрэнд, 1714-17; Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, 1722-26), собор св. Павла (Сент-Пол; 1675-1710, арх. К. Рен); госпитали в Гринвиче (1616-1728, арх. И. Джонс, К. Рен и Дж. Ванбру; илл. см. т. 2, табл. IX, стр. 128-129) и Челси (1694, арх. К. Рен; илл. см. т. 3, табл. XXXIII, стр. 592), резиденция лорд-мэра Меншон-хаус (1739-53, арх. Дж. Данс Старший), Сомерсет-хаус (1776-86, арх. У. Чеймберс). В стиле позднего классицизма и неоклассицизма - Английский банк (1788-1833, арх. Дж. Соун; сохранился фрагментарно), Брит, музей (1823-47, арх. Р. и С. Смёрк; илл. см. т. 3, табл. XXI, стр. 304-305; т. 4, стр. 39), биржа (1841-44, арх. У. Таит), Совет Большого Лондона (1911-22, арх. Р. Нотт), Британник-хаус (1924-27, арх. Э. Лаченс); неоготич. сооружения - здание парламента (в Вестминстере), церкви - Олл-Сентс (1849-59, арх. У. Бат-терфилд) и Сент-Мэри-Абботс (1869- 1879, арх. Дж. Г. Скотт), Тауэрский мост (1886-94, арх. Дж. Бэрри, X. Джонс). Эклектич. по формам вокзалы - Кингс-Кросс (1851-52, арх. Л. Кабитт) и Сент-Панкрас (1868-74, арх. Дж. Г. Скотт, У. Барло). Интересные образцы современной архитектуры: редакция "Дейли экспресс" (1932, арх. X. О. Эллис и Кларк), мед. центр в Финсбэри (группа "Тектон", 1939), Королевский концертный зал (Рой-ял-фестивал-холл; 1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин; илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433), Нац. совет профсоюза докеров, аэровокзал (оба 1956,арх. Ф.Гибберд), конторское здание Кэстрол-хаус (1959, арх. Голлинс, М. Уорд и др.), амер. посольство (1960, амер. арх. Э. Сааринен), небоскрёб компании "Виккерс" (1962, арх. Р. Уорд), редакция журнала "Экономист" (1964, арх. А. и П. Смитсон), центр иск-с (1967, арх. X. Беннет). В 20 в. в пределах Большого Л. созданы жилые комплексы, в стр-ве к-рых были осуществлены совр. концепции города-спутника, реализованы новаторские методы ландшафтной архитектуры: таковы выстроенные по инициативе Э. Хоуарда экспериментальные города-сады (Уэлин-Гарден-Сити, с 1920, арх. Л. де Суассон, и др.) и созданные на основе плана Большого Л., составленного Л. П. Аберкромби (1944), города-спутники (Стивенедж, с 1946, илл. см. т. 7, табл. XIII, стр. 208-209 и стр. 213, т. 9, табл. XXIX, стр. 256-257; Харлоу, с 1946, арх. Ф. Гибберд и др., илл. см. т. 4, табл. XXXV, стр. 432-433). Стихийное разрастание самого Л., хаотичность застройки, трансп. затруднения, а также обширные разрушения, причинённые 2-й мировой войной 1939-45, обусловили необходимость урегулирования планировки города, однако посвящённые этому проекты (центр Сити, 1947, арх. Ч. Холден, У. Холфорд; р-н собора св. Павла, 1956, арх. У. Холфорд) не были осуществлены (или были осуществлены лишь частично). Стр-во изолированных жилых микрорайонов смешанного характера (блоки Хайпойнт в Хайгете, 1933, группа "Тектон"; кварталы - Холфилд в Паддингтоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден; Чёрчилл-гар-денсвПимлико, 1947-55, арх.Ф. Пауэлл, И. Мойя; Голден-лейн в Сити, 1957, арх. П. Чеймберлин и др.; Олтон в Роухемп-тоне, 1951-59, арх. X. Беннет, Р. Мэтью и др., илл. см. т. 4, стр. 448) не затрагивает градостроит. структуру Л. в целом.

    Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Л. находятся: Лондонский университет, Ун-т Сити, Политехнич. ин-т Сити, Политехнич. ин-т Центр. Л., Королев, академия драматич. иск-ва, Королев, академия музыки, Лондонская академия музыки и драматич. иск-ва, Школа королев, балета, Королев, академия танца; Лондонское королевское общество, Королев, академия иск-в, Брит, академия, объединяющая учёных в области гуманитарных наук, Королев, ин-т Великобритании, а также большое количество науч. об-в и науч. учреждений во всех областях науки, техники, иск-ва; одна из крупнейших в мире Библиотека Британского музея, Нац. науч.-технич. б-ка, крупные б-ки при^н-тах; более 30 музеев, в т.ч. Британский музей, Научный музей, Брит, музей естественной истории, Геологич. музей, Виктории и Альберта музей, Музей Лондона, Нац. галерея, Нац. портретная галерея, Брит, театр, музей, Тейт галерея, Имперский воен. музей, Нац. мор. музей и мн. др. Работает ок. 80 театров (1973) (театр, здания арендуются различными труппами). Ведущие драматич. коллективы: Нац. театр (работает в помещении театра "Олд Вик"), филиал Королев, шекспировского театра (в театре "Олдуич"), "Инглиш стейдж компани" (в театре "Ройял Корт"), "Мермейд тиэтр"; оперно-балетные театры - "Ковент-Гарден" и "Сэдлерс-Уэллс"; крупнейшие концертные залы - Ройял фестивал-холл и Ройял Альберт-холл.

    Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 263-310; Керженцев П. М., Лондон, 2 изд., М. -П., 1923; Семенов В. М., По ленинским местам в Лондоне, М., 1960; Воронихина Л. Н., Лондон, [Л.], 1969; Польская Н. М., Особенности роста и заселения пригородной зоны Лондона, "Вестник МГУ. Серия 5. География", 1970, № 3; Иконников А. В., Лондон, Л., 1972; М i t-chellR. J. and Leys M. D. R., A history of London life, L., 1963; E a d e s G. E., Historic Londt \, L., 1966; An encyclopaedia of London, ed by W. Kent, L., 1951; London landmarks. A guide with maps to places where Marx, Engels and Lenin lived and worked, 3 ed., L., [1963]; В i r d J., The geography of the port of London, L., 1957; Hall P., The industries of London since 1861, L., 1962; его же, London 2000, L., 1963; The geography of greater London, ed. by R. Clayton, L., 1964; Greater London, ed. J. T. Coppock and H. C. Prince, L., 1964; M a r t i n J. E., Greater London: and industrial geography, L., 1966; Rayns A. W., The London region, L., 1971; Rasmussen S. E., London: the unique city, L., 1937; P e v-s n e r N., London (The buildings of England, v. 6, 12), Harmondsworth, 1952-57; О 1-s e n D. J., Town planning in London. The eighteenth and nineteenth centuries, New Haven, 1964; Trent C., Greater London, its growth and development through 2000 years, L., 1965.

    Содержание

    Copyrights SENSATEKA.RU
    инструкции