S E N S A T E K A . R U Сборник увлекательных статей  
 
  • Главная

  •  

    ЛУБОК



    ЛУБОКЛУБОК, народная картинка, произведение графики (преим. печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразит, средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки), нередко - взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества, но к Л. обычно относят и произв. профессиональной графики, заимствующие отд. лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в.- в гравюре на дереве. Европ. Л., в к-ром осн. техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразит, продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религ. образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался как публицистич. оружие (таковы "летучие листки" времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой франц. революции и др.); повествуя об ист. событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального иск-ва, или непосредственно его имитировавшие (в России, напр., А. Г. Венецианов, И. И. Тере-бенёв, И. А. Иванов - авторы раскрашенных офортов, посвящённых Отечеств, войне 1812), или вдохновлявшиеся отд. его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается вост. Л. (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магич. смысл. В сов. иск-ве приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и др. для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.

    Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1-5 (текст) и 1-3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L'imagerie populaire, P., 1926.

    Содержание

    Copyrights SENSATEKA.RU
    инструкции