S E N S A T E K A . R U Сборник увлекательных статей  
 
  • Главная

  •  

    ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА



    ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛАЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА, художественная школа Сев. Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 вв. Превращение христианства в офиц. религию лангобардов способствовало возникновению самостоят, школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря к-рой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Л. ш. характерны также строгое ритмич. членение интерьера, подчёркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонич. декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (т. н. карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство - 11-12 вв., илл. см. т. 11, стр. 33; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., илл. см. т. 4, стр. 539). Пышно расцветает иск-во резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного стиля, к 12 в. сменяется более объёмными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорич., светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и др.). Образы готнч. архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статич. интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Л. ш. (арх. Филарете, Г. Солари, Дж. А. Ама-део) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архит. композиции, особенно в раннем ("миланском") периоде творчества Браманте.

    Джованнино де Г р а с с и. "Олень и пантера". Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо.

    Капитель с изображением грифона(фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.

    Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (т. н. интернац.) готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных "гербариях" и "лечебниках" и анималнстич. рисунки Джованнино де Грасси). Значит, роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й пол. 15 в. в живописи Л. ш. усиливаются влияния флорентийского йск-ва и творчества Мантеньи; в произв. мастеров этого времени преобладают пластич. ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие иск-ва Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Лунни, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и сев. влияниями приводит во 2-й четв. 16 в. к возникновению отдельной брешанской школы. На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутр. единство Л. ш. утрачивается.

    Лит.: L'arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1 - 2, New Haven. 1917; Arslan E., Architetti e sculto-ri del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, I); Т о e s с a P., La pit-tura e la miniatura nella Lombardia. Torino, 1966. М. Н. Соколов.

    Содержание

    Copyrights SENSATEKA.RU
    инструкции